Томское время
13:00
Sunday, 13 Июня
Курсы валют
сегоднязавтра
87.81 87.33
72.20 71.68
Котировки
РТС 1678.57 7.48
ММВБ 3841.53 2.55
Brent 72.6 0.19

Анатомия мошенничества,

07:1309.12.2020 1049

Телефонные «разводы» уже никого не удивляют: о них пишут в газетах и интернете, о них говорят по телевизору, истории пострадавших обсуждают с родными и друзьями. Стрежевчанка перевела мошенникам 71 тысячу рублей, жительница областного центра «подарила» мошенникам 1,5 миллиона, женщину развели на 6 миллионов... Практически ежедневно на сайте областного УМВД выкладываются подобные информации с призывами к жителям региона быть бдительными. Но сколько бы нас ни предупреждали и сколько бы ни раскрывали схемы обмана, люди всё равно продолжают на них «вестись». В чём причина такой доверчивости, мы спросили у нескольких асиновцев, которые лишились своих сбережений.

СНИМИТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ, ИНАЧЕ БЫТЬ БЕДЕ

Бдительность граждан снижается, как только им звонят «из банка». Чаще всего мошенники представляются сотрудниками службы безопасности и якобы пытаются предотвратить незаконное снятие средств со счетов держателя карты. Они убедительны и красноречивы. Обычно номера телефонов мошенников начинаются с +7-495 или +7-499. Кое-кто умело использует специальные программы, с помощью которых входящий номер преобразуется в 900 (телефон ПАО «Сбербанк»). Преступники акцентируют внимание на ограниченность во времени и просят НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО сообщить данные карты или перевести деньги на «безопасный счёт», а, чтобы подстраховаться и не дать своей жертве сорваться с крючка, контролируют весь процесс снятия и перевода денег в режиме живого разговора. Так меньше вероятности, что клиент опомнится, проанализирует ситуацию или проконсультируется с кем-то.

Жительница одного из сёл нашего района, увидев на телефоне номер 900, не задумываясь, подняла трубку. Девушка с приятным голосом обратилась к пенсионерке по имени-отчеству. Представившись сотрудником службы безопасности и назвав своё имя, предупредила Ольгу Васильевну, что с её пенсионной и кредитной карт кто-то предпринимает попытку снять деньги.

— Она мне всё разложила по полочкам: сколько средств лежит на обеих счетах. У меня не возникло и тени сомнения, что говорю не с сотрудником банка, — вспоминает женщина.— На тот момент от пенсии остались копейки, а вот на кредитной карте было 60 тысяч — эти деньги я постепенно вносила в счёт погашения долга перед банком. Оставалось ещё чуть-чуть, чтобы закрыть кредит. И тут эта девушка говорит, что я могу лишиться денег! Я испугалась! У меня пенсия 10 тысяч, вынуждена ещё и подрабатывать, чтобы как-то прожить.

Лжесотрудница тут же сориентировала Ольгу Васильевну: нужно срочно снять все деньги и перевести их на безопасный счёт по номеру телефона. Чей это был счёт, кому он принадлежал, пенсионерка даже не задумалась. Она тут же пошла к ближайшему банкомату. На её счастье, аппарат за один раз мог выдать не более 40 тысяч. Пока снимала и переводила деньги, дочь заподозрила неладное. Оказалось, что карта привязана к её телефону, и, увидев, что была снята крупная сумма, она принялась звонить Ольге Васильевне. Но пенсионерка игнорировала дочкины звонки, продолжала общаться с мошенницей и действовать «по инструкции». Как призналась сама, ей было неловко прервать разговор с «сотрудницей банка».

— Она была так убедительна. Просила сохранить все чеки, которые выдал банкомат. Понимаете, каждая такая мелочь ещё больше убеждала в том, что я всё делаю правильно. Уже когда перевела 40 тысяч, перезвонила дочери. Она мне и сказала, что это были хакеры, — сокрушается обманутая пенсионерка. — А ведь я знала о том, что вокруг много мошенников. Истории про такие звонки от знакомых слышала. У нас на работе висят предупреждающие плакаты, с нами разговаривал участковый, но я никогда не вдавалась в подробности, не знала всех этих схем...

Уже однажды попавшись на удочку мошенников, Ольга Васильевна чуть снова не наступила на те же грабли, ответив на звонок с московского номера +7-495. На этот раз у неё поинтересовались, не подавала ли она заявку на кредит в ВТБ-банке, и спросили, где ещё у неё есть счета. Пенсионерка оказалась благоразумной и в резкой форме прекратила разговор.

КРЕДИТ ЗАКАЗЫВАЛИ?

Кстати, история про оформление псевдокредитов в последнее время встречается чаще всего. Что говорить, мошенники очень быстро реагируют на события, происходящие в жизни. Что сейчас актуально? Пандемия. Пользуясь неосведомлённостью людей и паническими настроениями, «зарабатывают» на человеческих страхах.

Вот пример. Супруги Ивановы вместе оказались в кредитной кабале у «Альфа-Банка». Вечером сначала женщине, а следом и мужчине позвонили с московских номеров: +7-495 и +7-499.

— Мы никогда не брали трубки, когда видели столичные номера. А тут то ли усталость сказалась, то ли невнимательность: ответили, не взглянув на номер. Жена взяла трубку первой и поставила разговор на громкую связь, — рассказывает Олег. — Звонивший представился сотрудником службы безопасности и пояснил, что в период пандемии участились случаи мошенничества, поэтому они обзванивают своих клиентов лично, чтобы удостовериться в совершении ими банковских операций, которые прослеживались на картах. Как нам пояснили, от нашего имени были оформлены кредиты. На обоих — чуть более 600 тысяч.

От озвученных сумм супруги потеряли голову и уже не могли здраво рассуждать: у них ведь уже есть одно обязательство перед банком, и новые кредиты не потянут! А мошенники тем временем подливали масло в огонь: торопили, быстро говорили, создавая суматоху.

— Мы доверились этому «сотруднику», потому что он назвал все наши персональные данные, сумму уже имеющегося кредита, наши запросы через личный кабинет банка и даже те предложения, которые нам присылал сам банк. И коды, которые они нам отправляли для совершения операций по переводу денег, приходили от имени «Альфа-Банка», — говорит глава семьи. — Услышав это, мы предположили, что кто-то из банка продал наши личные сведения мошенникам, и порадовались, что так оперативно сработала служба безопасности.

Лжесотрудник предупредил супругов, что кредитные деньги будут зачислены на их личные счета. И они там действительно оказались. После этого нужно было через личный кабинет перевести их опять же на предоставленный счёт банка. Потерявшие бдительность Ивановы даже не обратили внимание, что счёт принадлежит НЕ ИХ кредитной организации. Мошенники не рассчитали только одно: лимит перевода денежных средств у держателей карт ограничен — около 180 тысяч.

— Звонивший посоветовал нам обратиться в банк и снять ограничение по переводу. Только когда я связался с банком, понял, что нас обманули, — признался мужчина.

К этому моменту оба члена семьи перечислили мошенникам по 180 тысяч. Во время разбирательства с уже настоящим сотрудником банка Ивановы вернули оставшиеся средства от кредита своей настоящей кредитной организации, а вот недостающую сумму им придётся выплачивать из своего кармана.

— Знали мы, конечно, про то, что есть телефонные мошенники, но никогда не обращали внимания на такие истории. У нас же как? Думаем, что с нами этого не произойдёт, — раздосадованно размышляет Олег. — Люди с юридическим образованием попадаются на удочки обманщиков, а что говорить по нас, деревенских лопухов?!

ТЕХНОЛОГИИ ОБМАНА

Изобретательность мошенников, их наглость и самоуверенность порой просто поражают. Они умело вводят в заблуждение, предлагая в интернете «лёгкие» способы заработков или неожиданные выигрыши. Так, например, один асиновец «повёлся» на возможность подзаработать на бирже криптовалюты. Жажда халявных денег взяла верх. Когда прошёл регистрацию на сайте, с ним связался «менеджер компании» и предложил парню установить на личном компьютере программу удалённого доступа. Через неё-то мошенник и вошёл в онлайн-банк и оформил на жертву кредит на сумму 880 тысяч рублей.

Не очень популярная, но работающая схема мошенничества — покупка и продажа услуг и товаров через социальные сети. Так, в этом году два пользователя сети «ВКонтакте» решили приобрети товар: парень «купил» колёса на автомобиль на сумму 17 тысяч рублей, а женщина — детскую кроватку и столик за 10 тысяч. Как вы уже догадались, и товар не получили, и денег лишились.

Ждать подвоха можно хоть откуда. Одна наша землячка в социальной сети «Одноклассники» разместила объявление о продаже мужских и женских вещей. Её жертвами стали не только асиновцы, но и жители других регионов, перечислявшие деньги до выполнения заказа. Вывод из этих историй нужно сделать для себя один: сначала товар, потом деньги.

А вот случаи со спасением от тюрьмы близких родственников, которые якобы совершили преступление или ДТП, уже практически ушли в прошлое. Последний был зарегистрирован в январе этого года, когда пенсионерка за внука «за-платила» 17 тысяч рублей, оставив их в снегу около подъезда. Что говорить, мошенники шагают в ногу со временем.

НАЙДУТ-НЕ НАЙДУТ, НАКАЖУТ-НЕ НАКАЖУТ

Раскрыть преступления, связанные со снятием денег с банковских карт, непросто. Это трудоёмкий, длительный процесс, в котором задействовано большое количество сотрудников не только полиции, но и банков. Поэтому полицейские пытаются бороться с мошенничеством на опережение: весь личный состав Асиновского межрайонного отдела периодически проводит поквартирные обходы с профилактическими беседами, раздачей листовок-напоминаний.

За 10 месяцев этого года в Асиновском районе было зарегистрировано 53 случая мошенничества (ст. 159 УК РФ). За аналогичный период прошлого года их было меньше — 43. Дистанционно (то есть с использованием IT-технологий, как в наших историях, когда держатель карты сам переводит деньги аферистам через личный кабинет или через терминал), было совершено 19 преступлений (в 2019 году — 13), всего в 8-ми случаях пострадавшими стали люди пожилого возраста (в прошлом году 3). Суммы ущерба разные: от 9-ти до 900 тысяч рублей.

Кроме того, сотрудники полиции возбуждают уголовные дела по фактам краж с банковских счетов и карт по статье 158 ч.3. п «г» УК РФ. Как это происходит? Пострадавший сообщает хакеру реквизиты своей карты, пин-код или трёхзначный CVC-код на обратной стороне карты, и тот, пользуясь этими данными, крадёт деньги. Под эту же статью подпадают случаи, когда держатель карты бездумно позволяет ею пользоваться знакомым. Как правило, это происходит во время распития спиртных напитков. Такого рода преступления тоже стали совершаться в этом году чаще: было 18 — стало 23.

Всего в производстве у сотрудников полиции в этом году находилось 63 уголовных дела по статье «Мошенничество». Из них раскрыто 34. Из 23-х преступлений, совершённых дистанционно, раскрыто 2. Из 26-ти дел по кражам с банковских карт раскрыто 12. В этих случаях, как правило, есть конкретный подозреваемый.

— Мы не перестаём призывать земляков к бдительности, — обращается к асиновцам врио начальника МО МВД России «Асиновский» подполковник юстиции Евгений Петров. — Не поддавайтесь эмоциям, когда к вам обращаются по телефону от имени сотрудников банка. Мошенники обязательно постараются вас запугать, уговорить, начнут торопить и призывать к действию. Не сообщайте никогда свои личные данные, коды из СМС, пин-коды и другие реквизиты карты. Не снимайте и не переводите деньги. Не доверяйте, даже если называют все ваши персональные данные. Положите трубку и перезвоните по официальному номеру банка, который указан на обратной стороне карты. Набирайте номер ВРУЧНУЮ, а не перезванивайте обратным звонком на входящий, иначе снова можете попасть на мошенников. Если у вас появились сомнения и вы не знаете, с кем проконсультироваться, обратитесь в полицию по телефонам: 02, 102 (с сотового).

(Имена изменены).

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.